Или о догрудном кормлении новорожденного.
Когда малыш рождается, инстинкты говорят ему: для того, чтобы выжить, необходимо добраться до маминой груди и начать высасывать молоко.
Любой здоровый новорожденный, оказавшись на маме в первые минуты после рождения, способен практически без посторонней помощи найти грудь и начать сосать. Это поведение, закрепленное в подсознании миллиардами его предков, которые, сделав так, выживали, вырастали и сами давали потомство.
И вот тут первый важный момент: ребенок "знает" ЧТО ему делать у груди, но пока не знает КАК. Как именно работать губами, деснами, языком, какие движения совершать, чтобы эффективно добыть ценное молочко.
И вот этому он учится в первые часы после родов. Нюхает, облизывает, пытается присосаться так и эдак, отпускает грудь, снова пытается и, в конце концов, "изобретает" тот самый, единственно верный способ действий, который позволит молочку активно литься из груди в ротик, а маме при этом будет не больно, сколько бы ребенок ни сосал (и это тоже очень важно!).
И в эти первые часы техника сосания прочно закрепляется в сознании малыша. Он только что приобрел НАВЫК эффективного сосания!
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Случается, что по состоянию здоровья ребенка или мамы, или еще по каким-то, важным или не очень, причинам первым, что попадает в ротик ребенка, оказывается не мамина грудь, а бутылка с соской.
Консультанты по ГВ называют это "догрудным кормлением".
И ребенок начинает ее сосать.
А мы помним: малыш "знает", что ему нужно сосать (это врожденный инстинкт), но пока "не знает" как именно (это приобретаемый навык).
И это второй важный момент. Чтобы эффективно высасывать из бутылки питание, ребенку нужно совершать совершенно другие действия, нежели на груди.
- Не нужно так широко открывать рот и активно работать нижней челюстью.
- Не нужно создавать стабильный вакуум.
- Не нужно выкладывать язычок на нижнюю десну.
- Не нужно делать язычком волну, а нужно, как поршнем, двигать им вперед-назад.
И ребенок, конечно, быстро приспосабливается и начинает сосать бутылку так, чтобы успешно добыть питание.
На фото хорошо видны даже внешние различия в сосании бутылки и груди. Не меньше их и в том, что происходит в ротике ребенка.
Но вот все трудности позади, мама и малыш рядом, и мама пробует приложить ребенка к груди. И ребенок пытается ее взять и начать сосать. Раз. Второй. Третий. Но не выходит. Грудь не держится в ротике, выпадает. Ребенок нервничает, мама нервничает, на помощь приходит родная уже бутылка. Все спокойны и сыты. Ребенок "выбрал" сосать бутылку.
А что же было на самом деле? Уже догадались, да? Малыш, всю свою жизнь эффективно сосавший питание из бутылки, конечно, точно также пытается сосать грудь. Только вот техника эта совсем не подходит для груди. Она не удерживается в ротике, молоко не течет, маме больно.
Что делать, чтобы избежать этого в ситуации, когда, вероятно, ребенок какое-то время после рождения будет питаться не из груди?
- Обговорите заранее с врачом возможность докорма не из бутылки. Многие роддома сейчас успешно осваивают техники докорма новорожденных из чашечки, ложки, шприца без иглы (приспособлений, которые не нужно сосать).
- Если есть возможность, пусть ребенок хотя бы раз или два приложится и пососет грудь перед тем, как получит бутылку. Чтобы у него был этот опыт. В дальнейшем это существенно облегчит переход на грудь.
- Даже если случилось так, что бутылка - первое что попало в рот ребенку, и сосать грудь теперь никак не получается - не отчаивайтесь. Да, переход на грудь может занять какое-то время, потребовать большого терпения и определенных действий от мамы для помощи малышу. Но, при желании, помочь ребенку научиться сосать грудь даже после "догрудного кормления" из бутылки чаще всего возможно.
Обратитесь за помощью к консультанту по грудному вскармливанию!
Мельникова Рада, консультант по ГВ